• RSS
Понедельник, 20.1.2025, 10:55
Главная » 2012 » Июль » 16 » Программа психолого-педагогического просвещения родителей
13:19
Программа психолого-педагогического просвещения родителей
ПРОГРАММА
психолого-педагогического просвещения родителей
«РОДИТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Пояснительная записка

Психолого-педагогическое просвещение в школе осуществляется, в основном, педагогами и психологом. При имеющемся положительном опыте организации психолого-педагогического просвещения родителей мы видим сегодня ряд проблем в осуществлении этой деятельности и ее результативности.

Данная программа строится на следующих идеях:

-учет разнообразия образовательного, культурного уровня родителей и использование в связи с этим соответствующих разнообразных форм и средств работы с родителями (индивидуальные и групповые беседы, уроки, игры, тренинги, практикумы, акции, конференции, диспуты и т.п.);

-использование всех возможностей (не только школьных) педагогического воздействия на потенциальных и очень молодых родителей (через Совет молодежи при Администрации, службу акушерства при ФАП и т.д.);

-изменение технологий работы, учитывающих современные «языки» общения и получения информации: видео, компьютер и т.п.;

-смещение акцентов в психолого-педагогическом просвещении с информирования (приобретения знаний) на создание условий для формирования и развития воспитательных компетенций, навыков конструктивного общения с детьми, необходимых для оптимизации детско-родительских отношений;

-отбор содержания просветительской работы на основе мониторинга (запросов родителей и педагогов, динамики результатов проводимой работы);

-включение родителей учащихся в разработку и реализацию воспитательных и образовательных проектов и программ.

Программа «Родительский университет» представляет собой систему психолого-педагогического просвещения родителей со следующими ступенями:

1. Азбука для родителей.

2. Энциклопедия семейного воспитания.

При общей цели работы по психолого-педагогическому просвещению родителей (повышение уровня родительской компетентности) на каждой ступени требуется решение специфических задач:

На первой – сформировать положительную мотивацию, интерес к участию в психолого-педагогическом просвещении, работе Университета;

На второй – создать условия для формирования у родителей навыков и умений, обеспечивающих возможность оказания ими поддержки своим детям в процессе обучения, выявить «талантливых» родителей;

На третьей – обучить способам и средствам конструктивного взаимодействия с подростками, способствовать складыванию родительского актива;

На четвертой – сконструировать ситуации передачи родительского опыта по модели «равный – равному», привлечь родителей к проектированию образовательной среды.

Программа предполагает, что в целом работа может быть как плановой (системной), так и ситуативной (организуется под запрос родителей или педагогов, школьников – чаще всего, - проблемный), носящей локальный характер.

Примерными темами психолого-педагогического просвещения родителей (в соответствии с возрастом детей) определены следующие:

Начальная школа
Особенности адаптации первоклассников.
Развитие эмоционально-волевой и познавательной сферы младших школьников.
Учебная деятельность младшего школьника.
Учим детей быть здоровыми.
Роль семьи в формировании личности ребенка.
Как общаться с ребенком.

5-7 классы
Социальная ситуация развития пятиклассников.
Психологические особенности подростков.
Конструктивное общение с подростками.
Профилактика вредных привычек и социально обусловленных заболеваний.
Воспитание мальчиков и девочек в семье.
Формирование и развитие интересов подростка.

8-11 классы
Вопросы гендерного воспитания в семье.
Роль семьи в самоопределении школьника.
Психологические проблемы юношеского возраста.
Профилактика заболеваний, передающихся половым путем.
Проблемы нравственно-полового воспитания.

На каждой из ступеней при выборе форм, средств, технологий работы приоритет отдается тем, которые наиболее сообразны возрасту детей родителей, являющихся слушателями Университета: игра, беседа, урок – на первой- второй ступени; практикум, тренинг, акция – на второй-третьей; исследование, проектирование, передача опыта – на четвертой.

Оценка эффективности
Освоение содержания каждой ступени диагностируется с помощью проверочных работ и по результатам диагностики родителям (слушателям) присваивается соответствующее звание: «Знаток», «Эксперт», «Бакалавр», «Магистр». За особые успехи в освоении содержания (активное участие в работе, особый личный вклад в общее дело) присваиваются «научные звания и степени»: кандидат воспитательных наук, профессор и т.д.

Эффективность конкретного мероприятия оценивается количественно. Предполагается оценка с помощью рефлексивной анкеты для участников (слушателей). Критериями оценки определены: полезность/бесполезность, интерес/отсутствие интереса, уровень удовлетворения запроса. Эти данные отражаются в Зачетной книжке слушателя Родительского университета.

Ожидаемые результаты

- повышение интереса родителей к участию в системе психолого-педагогического просвещения;

- рост числа родителей, посещающих родительские собрания;

- активизация родителей в решении проблем семьи и социума (участие в проектной и общественно-полезной деятельности).
Категория: Образование | Просмотров: 1504 | Добавил: daryn | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]