13:19 Программа психолого-педагогического просвещения родителей | |
ПРОГРАММА психолого-педагогического просвещения родителей «РОДИТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» Пояснительная записка Психолого-педагогическое просвещение в школе осуществляется, в основном, педагогами и психологом. При имеющемся положительном опыте организации психолого-педагогического просвещения родителей мы видим сегодня ряд проблем в осуществлении этой деятельности и ее результативности. Данная программа строится на следующих идеях: -учет разнообразия образовательного, культурного уровня родителей и использование в связи с этим соответствующих разнообразных форм и средств работы с родителями (индивидуальные и групповые беседы, уроки, игры, тренинги, практикумы, акции, конференции, диспуты и т.п.); -использование всех возможностей (не только школьных) педагогического воздействия на потенциальных и очень молодых родителей (через Совет молодежи при Администрации, службу акушерства при ФАП и т.д.); -изменение технологий работы, учитывающих современные «языки» общения и получения информации: видео, компьютер и т.п.; -смещение акцентов в психолого-педагогическом просвещении с информирования (приобретения знаний) на создание условий для формирования и развития воспитательных компетенций, навыков конструктивного общения с детьми, необходимых для оптимизации детско-родительских отношений; -отбор содержания просветительской работы на основе мониторинга (запросов родителей и педагогов, динамики результатов проводимой работы); -включение родителей учащихся в разработку и реализацию воспитательных и образовательных проектов и программ. Программа «Родительский университет» представляет собой систему психолого-педагогического просвещения родителей со следующими ступенями: 1. Азбука для родителей. 2. Энциклопедия семейного воспитания. При общей цели работы по психолого-педагогическому просвещению родителей (повышение уровня родительской компетентности) на каждой ступени требуется решение специфических задач: На первой – сформировать положительную мотивацию, интерес к участию в психолого-педагогическом просвещении, работе Университета; На второй – создать условия для формирования у родителей навыков и умений, обеспечивающих возможность оказания ими поддержки своим детям в процессе обучения, выявить «талантливых» родителей; На третьей – обучить способам и средствам конструктивного взаимодействия с подростками, способствовать складыванию родительского актива; На четвертой – сконструировать ситуации передачи родительского опыта по модели «равный – равному», привлечь родителей к проектированию образовательной среды. Программа предполагает, что в целом работа может быть как плановой (системной), так и ситуативной (организуется под запрос родителей или педагогов, школьников – чаще всего, - проблемный), носящей локальный характер. Примерными темами психолого-педагогического просвещения родителей (в соответствии с возрастом детей) определены следующие: Начальная школа Особенности адаптации первоклассников. Развитие эмоционально-волевой и познавательной сферы младших школьников. Учебная деятельность младшего школьника. Учим детей быть здоровыми. Роль семьи в формировании личности ребенка. Как общаться с ребенком. 5-7 классы Социальная ситуация развития пятиклассников. Психологические особенности подростков. Конструктивное общение с подростками. Профилактика вредных привычек и социально обусловленных заболеваний. Воспитание мальчиков и девочек в семье. Формирование и развитие интересов подростка. 8-11 классы Вопросы гендерного воспитания в семье. Роль семьи в самоопределении школьника. Психологические проблемы юношеского возраста. Профилактика заболеваний, передающихся половым путем. Проблемы нравственно-полового воспитания. На каждой из ступеней при выборе форм, средств, технологий работы приоритет отдается тем, которые наиболее сообразны возрасту детей родителей, являющихся слушателями Университета: игра, беседа, урок – на первой- второй ступени; практикум, тренинг, акция – на второй-третьей; исследование, проектирование, передача опыта – на четвертой. Оценка эффективности Освоение содержания каждой ступени диагностируется с помощью проверочных работ и по результатам диагностики родителям (слушателям) присваивается соответствующее звание: «Знаток», «Эксперт», «Бакалавр», «Магистр». За особые успехи в освоении содержания (активное участие в работе, особый личный вклад в общее дело) присваиваются «научные звания и степени»: кандидат воспитательных наук, профессор и т.д. Эффективность конкретного мероприятия оценивается количественно. Предполагается оценка с помощью рефлексивной анкеты для участников (слушателей). Критериями оценки определены: полезность/бесполезность, интерес/отсутствие интереса, уровень удовлетворения запроса. Эти данные отражаются в Зачетной книжке слушателя Родительского университета. Ожидаемые результаты - повышение интереса родителей к участию в системе психолого-педагогического просвещения; - рост числа родителей, посещающих родительские собрания; - активизация родителей в решении проблем семьи и социума (участие в проектной и общественно-полезной деятельности). | |
|
Всего комментариев: 0 | |