• RSS
Четверг, 9.1.2025, 01:27
Главная » 2012 » Июль » 14 » Меры по профилактике борьбы с коррупцией
22:01
Меры по профилактике борьбы с коррупцией
Становление и процветание суверенной и независимой страны в преддверии 20-летия Независимости республики принимаются меры по профилактике борьбы с коррупцией, с целью недопущения коррупционных правонарушений. Это меры, направленные на изменение отношения к коррупции во всех ее проявлениях путем формирования атмосферы непринятия и создания условий, препятствующих коррупции. Что необходимо предпринять, для того, чтобы, если не победить коррупцию, то, во всяком случае, реально снизить уровень проявления этого социального зла и в дальнейшем свести ее к нулю?

Сегодня основные усилия всех государственных органов, в том числе и судебных, направлены не на предотвращение и профилактику коррупционных проявлении над устранением последствий уже совершенных преступлений. Необходимо в корне пересмотреть подход к избранию способов и форм борьбы с коррупцией, которые должны быть направлены, прежде всего, на искоренение причин ее порождающих.

Статистические данные по уголовным делам показывают, что совершаются коррупционные преступления, предусмотренные статьями 307, 308 и 314, т.е. «Злоупотребление должностными полномочиями», «Превышение власти или должностных полномочий», и «Служебный подлог», т.е. связанные с государственными закупками.

В борьбе с коррупцией необходимо строго соблюдать принцип верховенства закона и принцип равенства всех перед законом. Независимо от занимаемого положения в обществе, звания и ранга, заслуг и наград, лицо, совершившее коррупционное правонарушение должно быть строго наказано, т.е. должна быть диктатура закона. Только тогда мы можем победить коррупцию.

При этом, по словам президента Казахстана, более эффективными в стране считают меры по предотвращению возможности для коррупции. Например, через экспертизу законодательных актов на обнаружение в них коррупционных "лазеек”.

Нурсултан Назарбаев назвал три ключевых условия противодействия коррупции, наработанных опытом Казахстана:

Во-первых, нужны строгие и справедливые законы.

Во-вторых, нужна сильная политическая воля.

В-третьих, необходимо, чтобы нетерпимым к коррупции стало все общество”.

В свете апрельского Указа Президента по усилению борьбы с преступностью и коррупцией основным вопросом повестки дня стало обсуждение мер по профилактике коррупционных правонарушений должностными лицами организаций с участием государства при использовании активов государства и госорганов при осуществлении контроля за полнотой и своевременностью поступлений в бюджет. Усиление предупредительных и профилактических мер правоохранительных органов создали возможность ведения дальнейшей наступательной борьбы с коррупцией.

Реализация норм антикоррупционого законодательства позволили укрепить дисциплину государственных служащих. В соответствии с законами «О борьбе с коррупцией» и «О государственной службе» и общепринятыми морально-этическими нормами установлены основные стандарты поведения госслужащих, которые должны руководствоваться принципами закона, неукоснительно соблюдать нормативно-правовые акты РК, противостоять проявлениям коррупции и не допускать использования служебной информации в корыстных целях.

Известно, что коррупция значительно снижает конкурентоспособность государства, тормозит осуществление демократических преобразований в обществе, наносит ущерб международному авторитету страны. Но самое главное - подрывает в людях веру в демократические основы общества, веру в закон и справедливость, в конечном счете, доверие к власти.

Противодействие коррупции является стратегическим приоритетом государственной политики. Президент страны определил следующие программные направления борьбы с коррупцией: приоритетность профилактики коррупции; устранение порождающих ее причин и способствующих условий; усиление контроля над распределением государственных ресурсов; контроль реализации государственными органами разрешительных функций; точечные методы выявления государственными органами наиболее подверженных коррупции сфер (таможня, налоговая система, распределение социального жилья, выдача лицензий, система государственных закупок, распределение средств государственного социального заказа); широкое вовлечение в борьбу с коррупцией органов представительной власти, проявлениям; обеспечение прав граждан на независимый суд, свободный от коррупционного воздействия как вне и особенно внутри самой судебной системы. Подтверждением этой приверженности стал Закон "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования борьбы с коррупцией", подписанный Главой государства уже 21 июля прошлого года. Данным законом 32 состава преступления квалифицируются Уголовным кодексом как коррупционные. Ужесточена уголовная ответственность за дачу взятки. К примеру, если прежде максимальный срок лишения свободы за дачу взятки должностному лицу составлял пять лет, то ныне он увеличен до пятнадцати лет.

Усилены санкции за посредничество во взяточничестве - штрафы в среднем в три раза (до двух тысяч минимальных расчетных показателей), лишение свободы с четырех до шести лет. Предусмотрена уголовная ответственность за получение взятки в особо крупном размере (свыше двух тысяч МРП) с максимальной санкцией от десяти до 15 лет. Новый закон существенно расширяет возможности правоохранительных органов по выявлению таких преступлений, как легализация приобретенных незаконным путем денежных средств или иного имущества, незаконное участие в предпринимательской деятельности, лжепредпринимательство и другие коррупционные составы преступлений.
Внесены также изменения в Кодекс об административных правонарушениях, законы "О борьбе с коррупцией", "О государственной службе".

Для разграничения коррупционных правонарушений по признаку общественной опасности и соответствия ей правовых последствий впервые введена административная ответственность должностных лиц за получение незаконного материального вознаграждения. Введен пожизненный запрет для лиц, совершивших коррупционные преступления, на занятие любых должностей в государственных органах и организациях.

За 2010 год судом района рассмотрено 7 административных дел коррупционного характера в основном все привлечены к ответственности за несвоевременную или не полную предоставление декларации в Налоговый орган. Данные меры финансового контроля, установленные законом «О борьбе с коррупцией», говорят о том, что вопрос источника дохода госслужащего не является его личным делом, а является одним из способов контроля госслужащего.

Сегодня антикоррупционная функция государства не может рассматриваться только через призму работы правоохранительных органов. Одним из важнейших инструментов реализации антикоррупционной стратегии Главы государства является действующая при нем комиссия по вопросам борьбы с коррупцией.

В стране на законодательном и исполнительном уровне должны быть созданы условия, делающие коррупцию неприемлемой. Эта работа должна быть подкреплена активным и последовательным формированием морально-этической атмосферы, делающей коррупцию аномалией в нашем обществе. В конечном итоге мы должны добиться того, чтобы борьба с коррупцией стала поистине всенародным делом.

Борьба против коррупции должна стать постоянной функцией государства и заботой всего общества, а служба в государственных органах гордостью, стимулом и примером для каждого гражданина.

Судья Алтынсаринского районного суда С.К.Сатмагамбетов
Категория: Юридическая колонка | Просмотров: 2391 | Добавил: daryn | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]