• RSS
Четверг, 2.1.2025, 19:44
Главная » 2012 » Сентябрь » 9 » Использование игрового дидактического материала в педагогическом процессе мини-центров
00:24
Использование игрового дидактического материала в педагогическом процессе мини-центров
«…Ребенок по своей природе – пытливый исследователь,
открыватель мира. Так пусть перед ним открывается
чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках,
 в сказке и игре, в собственном творчестве… через сказку,
 фантазию, игру, через неповторимое детское творчество –
 верная дорога к сердцу ребенка…»
/В.А.Сухомлинский/

Главная задача дошкольного учреждения в области обучения состоит в том, чтобы, начиная с раннего возраста, наряду с передачей детям знаний, умений и навыков формировать определённый уровень мыслительных способностей, готовить ребёнка физически и психически к умственной работе. В решении этой задачи существенную помощь и могут оказать дидактические игры.

Дидактические игры – это не просто заполнение свободного времени детей, а спланированный и целенаправленный педагогический прием для расширения и закрепления полученных ими знаний. В процессе дидактических игр дети учатся на практике самостоятельно применять полученные знания об окружающем в новых, игровых условиях, что весьма благоприятно влияет на их умственное развитие, осознанное усвоение окружающего.
Помимо закрепления и расширения, имеющихся у ребенка знаний, в игре у него воспитываются такие качества, как находчивость, сообразительность, инициатива, усидчивость, умение преодолевать трудности, считаться с товарищами, т. е. умение жить в коллективе сверстников.

Дидактическая игра является одним из важных методов активного обучения детей, при этом игровая ситуация, как правило, берется исходя из методической основы занятия. Роль каждого из участников в игре четко определена, имеются правила и определенная система оценок, а в игре предусмотрен строгий и поэтапный порядок действий.
Игры влияют не только на физическое и психическое развитие детей дошкольного возраста, также они являются одним из важных средств воспитания.

Дидактические средства являются своеобразными орудиями труда педагога и инструментами познавательной деятельности детей. Существует несколько основных видов дидактических игр: словесные игры, игры с предметами и настольно-печатные игры, при этом обязательными атрибутами любых дидактических игр являются обучающие и воспитывающие задачи, а также ряд игровых правил и действий. Для правильного выбора дидактической игры к занятию необходимо хорошо представлять общий уровень подготовки детей, поскольку в игре они должны уметь свободно оперировать уже имеющимися знаниями и уметь применять их на практике.

Связь дидактических игр с занятиями. Например, с детьми младшего дошкольного возраста к занятию по знакомству с домашними животными (корова, лошадь) подбирается и проводится игра «Узнай, кто в домике живет?». Эта игра может быть проведена в день занятия (во второй половине дня) или на следующий день. Это зависит от наличия времени и развития детей. Дидактическая игра этой игра заключается в том, чтобы закрепить названия животных, а позже задачу можно усложнить – предложить узнать не только животное, но и детёнышей этого животного (теленок, жеребенок). Игровое действие строится таким образом, чтобы дети смогли узнать животное по звукам голоса.

В средней группе можно провести занятие с задачей «Учить детей описывать предмет по его основным признакам (уделить особое внимание материалу, из которого сделан предмет)». Во второй части занятия, в ряде случаев, целесообразно провести дидактическую игру «Чудесный мешочек». Содержание игры – знакомство с предметами. Дидактическая задача в этой игре – закрепление представлений ребят о материале, из которого сделана та или иная игрушка. Одновременно с выполнением основной дидактической задачи у детей развивается осязание, внимание, умение применять в игре знания, которые они получили во время этого занятия. Кроме того, такая игра способствует развитию речи и мышления. Игровое действие – вынуть игрушку на ощупь из красивого, «чудесного мешочка». Правила игры: ребенок должен вынуть только одну игрушку, которая ему понравилась на ощупь, вынув, назвать её, сказать, из чего она сделана, и рассказать о ней все, что он знает. Игра «Чудесный мешочек» с указанной дидактической задачей может быть проведена и через 2-3 дня. Эта же игра может быть проведена и повторно, но с усложнением дидактической задачи. Так, например, воспитатель дает ребёнку задание вынуть из мешочка резиновую или пластмассовую игрушку, а потом, когда будут вынуты все игрушки, дети группируют их по материалу, из которого игрушки сделаны, играют ими. При подготовке к этой игре воспитателю необходимо подобрать игрушки из определенных материалов.

С детьми старшего дошкольного возраста широко используются словесные игры, требующие большого внимания и умственного напряжения. Например, дидактическая игра «Не ошибись». В зависимости от программных задач воспитатель подбирает к игре обобщающие слова (поле, огород, сад и т.д.). На занятиях знакомит детей с тем, где и как колхозники выращивают пшеницу, овес и другие культуры. Во второй части занятия может быть проведена дидактическая игра «Не ошибись». В игре, наряду со знаниями, полученными на данном занятии, могут использоваться и знания, полученные детьми ранее, при знакомстве с огородом и садом. Дети сидят в кругу. Воспитатель бросает одному из них мяч и говорит: «Огород». Поймавший мяч должен назвать овощ, который растет на огороде (морковь, лук, картошка). Если ребенок ответил неправильно – платит фант. Ответивший правильно становится ведущим, бросает мяч другому ребенку и говорит, например. «Поле», а поймавший мяч другому ребёнку и говорит, например, «Поле», а поймавший мяч называет пшеницу, овес и другие культуры, растущие на поле.

В этой дидактической игре поставлено несколько задач: закрепление и уточнение знаний, где что растет, воспитание внимания, сдержанности, быстрая умственная реакция на слово. Когда игра детьми хорошо усвоена, ее можно усложнять и проводить в более быстром темпе. Однако необходимо отметить, что ценность дидактических игр не ограничиваются только тем, что они закрепляют и расширяют знания, развивают умственные способности детей. Занимательный материал имеет и свою собственную педагогическую ценность, позволяя разнообразить дидактические средства в работе с дошкольниками по формированию у них простейших представлений. Он расширяет возможность создания и решения проблемных ситуаций, открывает эффективные пути активизации умственной деятельности, способствует организации общения детей между собой и с взрослыми.

Дидактические средства обучения выполняют разнообразные функции:
• реализуют принцип наглядности;
• адаптируют абстрактные понятия в доступной для детей форме;
• помогают дошкольникам овладевать способами действий, обходимыми для возникновения элементарных учебных представлений;
• способствуют накоплению у детей опыта чувственного восприятия свойств, отношений, связей и зависимостей, его постоянному расширения и обогащению, помогают осуществить постепенный переход от материального к материализованному, от конкретного к абстрактному;
• дают возможность воспитателю организовывать учебно-познавательную деятельность дошкольников и управлять этой работой, развивать у них желание получать новые знания;
• расширяют возможности педагога в решении образовательных, воспитательных и развивающих задач;
• рационализируют и интенсифицируют процесс обучения.

Таким образом, средства обучения выполняют важные функции в деятельности педагога и детей при формировании у них элементарных представлений о предмете. Они постоянно изменяются, новые конструируются в тесной связи с совершенствованием теории и практики.

Необходимые для проведения занятий дидактические средства воспитатели изготавливают сами, привлекая к этому родителей, старших дошкольников, или берут готовыми из окружающей среды. В настоящее время стали выпускать отдельные наглядные пособия и целые комплекты, которые предназначены для занятий в мини – центрах. Это значительно сокращает объем подготовительной работы по оснащению педагогического процесса, освобождает воспитателю время для работы, в том числе по конструированию новых дидактических средств и творческому использованию имеющихся. Дидактические средства, не входящие в оборудование для организации учебной деятельности, хранятся в уголке групповой комнаты, их содержат в коробках с прозрачными крышками или плотных крышках изображают аппликацией предметы, которые в них находятся. Природный материал, мелкие игрушки для счета могут находиться и в ящичках, имеющих внутренние перегородки. Такое хранение облегчает поиск нужного материала, экономит время и место.

«Упражнение на проверку и закрепление знаний»
(для детей от 3-х лет)
Тематические комплекты дидактических карточек помогут познакомить ребенка с окружающим миром, развить речевые умения, научить сравнивать, классифицировать, обобщать. Способствуют развитию речи ребенка, пополнению словарного запаса, умению описывать предмет и составлять рассказ по картинке.

Рекомендуются воспитателям для проведения познавательных игр с детьми и занятий. Могут использоваться в индивидуальной и групповой работе логопедами, психологами. Материал оформлен в виде двусторонних карточек на одной стороне изображение предмета или животного, на обратной стороне цвета, математические фигуры. Карточки могут быть полезны и при изучении иностранного языка.

Формирование навыков сообразительности.
Для формирования навыков сообразительности и внимания дается игра «Угадай, что это?». На столе раскладывается несколько игрушек. Например: кукла, собака, петух, кроватка, мячик. Воспитатель о каждой игрушке загадывает загадку, а дети должны отгадать, о какой из них идет речь.
Например:
В красном платьице сидит, на детишек глядит.
Круглый, как шар, покатится – не догонишь.
Утром рано встает, громко песни поет: «Ку-ка-ре-ку».
На ножках стоит, на ней подушечка лежит.
Громко лает, чужих в дом не пускает.
Или: на столике перед воспитателем разложены картинки-овощи: морковь, огурец, лук, помидоры. Воспитатель говорит: «Красная, длинная, сладкая, растет на грядке. Что это?» - и предлагает одному из детей найти картинку-отгадку (морковь).
Игра «Кто, где живет?». У воспитателя несколько картинок животных: корова, собака, медведь, заяц, рыбка.

Материал подготовила методист, Абдрашова Н.А.,
ГУ «Отдел образования,
физической культуры и спорта
акимата Алтынсаринского района»
Категория: Образование | Просмотров: 1221 | Добавил: daryn | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]